+7 (495) 762-17-49

Телефон поддержки

Личный кабинет

Перспективы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

Перспективы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
13.10.2014

Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) установил необходимость получения лицензий управляющими организациями. Поправки, устанавливающие порядок выдачи лицензии и работы с ней, начнут действовать с 01.09.2014, однако переход на лицензирование, который должен быть обеспечен большим количеством новых подзаконных нормативных правовых актов, назначен на 01.05.2015.
Данный Закон вводит множество новелл в жилищное законодательство, но однозначным отношение к нему назвать нельзя.
В частности, в результате нововведений изменится ч. 7 ст. 20 ЖК РФ. Напомним, что эта норма требует от контролирующих органов приема и учета уведомлений о начале деятельности по управлению МКД и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме. Согласно редакции, которая будет действовать с 01.05.2015, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Таким образом, в отношении управляющих компаний государственный жилищный надзор будет заменен на лицензионный контроль. При этом, п. п. 21 и 22 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие обязанность экономических субъектов представлять уведомления о начале рассматриваемой предпринимательской деятельности, будут признаны утратившими силу уже с 01.09.2014 (ч. 1 ст. 6 Закона N 255-ФЗ). Следовательно, создается «слепая зона» для управляющих компаний, приступающих к своей деятельности после этой даты, так как они уже не обязаны направлять в контролирующий орган уведомления о начале деятельности, но еще не обязаны получать лицензию.
Далее, лицензии управляющим организациям будут выдавать органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Не менее чем 1/3 ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющим общественный жилищный контроль. Данная норма призвана обеспечить объективность принятия решения о выдаче лицензий (ст. 201 Жилищного кодекса РФ).
Стоит отметить, что на данный момент Минстроем России подготовлен проект Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии, которые несколько расширяют упомянутые положения. Так, предполагается, что создаваться комиссии будут распоряжением или приказом высшего должностного лица субъекта РФ. Рекомендуемое число членов – не более 20 человек, из них представителей органов государственной власти региона – не более 30%, а остальные члены – от профильных саморегулируемых, общественных организаций и муниципальных образований.
С одной стороны тот факт, что решение о выдаче лицензии будет приниматься не только государственным органом, является несомненным плюсом. Однако, поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения, то субъекты РФ, могут и не соблюдать их положения и ограничиться выполнением базовых требований. Минимальное же количество членов лицензионной комиссии не прописано ни в Жилищном кодексе РФ, ни в рекомендациях. Соответственно есть риск формального подхода к их формированию.
Таким образом, есть огромный риск, что лицензирование деятельности управляющих организаций может привести к монополизированию рынка и уничтожению конкуренции, что повлечет уход добросовестных компаний. Также, по мнению ряда экспертов, с учетом имеющегося уровня коррупции, от изменений выгоду получат, прежде всего, аффилированные с государственными органами управляющие организации.
Неоднозначным являются и положения об аннулировании лицензий. Новым законом предусматривается две основные меры воздействия на управляющую организацию, пренебрегающую своими обязанностями. Во-первых, она может лишиться права обслуживать конкретные дома, по которым органом государственного жилищного надзора были выявлены нарушения и вынесены предписания об их устранении (согласно вносимым изменениям лицензия привязана к конкретным многоквартирным домам, информация о которых содержится в специальном реестре лицензий субъекта РФ. Если дома нет в реестре, в общем случае управляющая компания не вправе управлять им). Назначение судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний два и более раза в течение календарного года является основанием для исключения таких домов из реестра лицензий субъекта РФ (по решению органа государственного жилищного надзора).
Также, предусмотрено аннулирование лицензий управляющей организации в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора (ст. 199 Жилищного кодекса РФ). Произойти это может в случае, когда из реестра лицензий субъекта РФ исключены дома управляющей компании, общая площадь помещений в которых составляет 15% или более от общей площади помещений всех обслуживаемых ей домов в течение календарного года. В этом случае управляющая организация вообще лишается права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.
Очевидно, что нормы, позволяющие исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ после невыполнения двух предписаний, являются несоразмерными и могут использоваться как инструмент для злоупотреблений правом, даже рейдерских захватов. Также, указанные положения могут повлечь массовые отказы управляющих компаний от обслуживания домов, которые к моменту заключения договора управления уже находятся в плохом состоянии, так как риск отзыва лицензии из-за потока обращений граждан очень высок.
Таким образом, закон, помимо несомненных плюсов, имеет существенные недостатки и без внесения в Жилищный кодекс РФ необходимых изменений, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами может иметь обратный эффект и только ухудшит положение на рынке ЖКХ.

Денис Жернаков
Европейская Юридическая Служба - крупнейшая на рынке России Компания, оказывающая дистанционные юридические услуги по всем отраслям права в режиме онлайн.
www.els24.com